Основные подходы к составлению плана
воспитательной работы на основе ФГОС
Современный национальный воспитательный идеал - это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Цель и задачи
духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного
образования и одной из приоритетных
задач общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся
должно обеспечить:
·
готовность и
способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
самооценке, пониманию смысла своей
жизни, индивидуально-ответственному поведению;
·
готовность и
способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности
на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной
духовно-нравственной установки
«становиться лучше»;
·
укрепление
нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях,
внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
·
формирование
морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения,
основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и
недопустимом;
·
развитие совести
как нравственного самосознания личности,
способности формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
·
принятие
личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
·
готовность и
способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически
оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
·
способность к
самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,
принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в
достижении результата;
·
трудолюбие,
бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
·
осознание
ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и
духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
·
свободолюбие как
способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и
иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью
личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;
·
укрепление веры в
Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими
и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
·
осознание себя
гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных
ценностей;
·
готовность
граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
·
развитость чувства
патриотизма и гражданской солидарности;
·
заботу о
благосостоянии многонационального народа
Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
·
осознание
безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
·
понимание и
поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение
к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
·
бережное
отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
·
законопослушность
и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
·
духовную,
культурную и социальную преемственность
поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
·
укреплению и
совершенствованию демократического федеративного правового государства с
республиканской формой правления;
·
повышению доверия
к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
·
повышению
эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
·
укреплению
национальной безопасности.
Традиционными источниками нравственности являются:
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество,
семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности, каждая из которых
раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):
·
патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей
малой Родине, служение Отечеству;
·
социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие,
честь, достоинство;
·
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,
закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
·
семья –
любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота
о продолжении рода;
·
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость;
·
наука –
ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
·
традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
·
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека,
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
·
природа –
эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание;
·
человечество
– мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество.
Базовые национальные ценности
лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и
воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную
деятельность обучающихся.
II. ЦЕЛИ И
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА 2013/2014 УЧ.ГОД
Цель: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС.
Задачи:
·
Социальные - защита ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с
семьей и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортабельных
условий развития личности, реализация
ФГОС через внеурочную учебную
деятельность и программу
воспитательной работы гимназии
·
Диагностические – изучение личностных качеств учащихся, особенностей
характера с целью правильной организации системы воспитания.
·
Воспитательные - воспитание понимания детьми нравственных ценностей и создание условий
для поиска в ситуации нравственного выбора, развитие эмоциональной и волевой
сферы, создание здорового микроклимата в детском коллективе, обеспечение
условий для творческой самореализации каждого учащегося.
·
Здоровьесберегающие - охрана здоровья учащихся класса с учетом отклонений от норм
здоровья каждого ученика, укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в
физкультурно-оздоровительную деятельность.