1) Пропуск и замена букв.
Выпиши слово, раздели на слоги.
2) Знаки в конце и в середине предложения.
Выпиши предложение. Обоснуй знаки. Делай так: Наступила осень. (повествовательное предложение)
Наступила осень? (вопросительное предложение) Из Москвы улетели грачи, скворцы и жаворонки. (однородный член)
3) Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выпиши слово. Запиши ещё два примера на это правило. Делай так: жил, жизнь, кружит.
4) Перенос слова.
Раздели верно для переноса один раз. Делай так: ру-чей-ки, или стро-ят-ся.
5) Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, рек и улиц и т.д.
Выпиши слово, придумай и напиши ещё два слова на это правило. Делай так: Саша, Алеша, Миша. Волга, Москва, Ока.
6) Слова из словаря.
Напиши слово три раза и запомни его написание. Делай так: каранда́ш, каранда́ш, каранда́ш; класс, класс, класс.
7) Ь знак в конце и середине слова.
Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё два слова на это правило. Делай так: огонь, день, учитель. деньки, огоньки, угольки.
8) Разделительные Ь и Ъ знаки.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья.
подъезд, въехал, съёмка.
Запомни! Разделительный Ь знак пишется после согласных перед гласными буквами: е, ё, ю, я, и.
Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласные перед гласными: е, ё, ю, я.
9) Приставки в словах.
Напиши верно слово. Придумай и напиши ещё два слова с приставками.
Делай так: заехал, отъехал, переехал.
Запомни! Приставка – часть слова. Она пишется со словом вместе. Гласные и согласные буквы пишутся в приставках одинаково, т.е. независимо от произношения. 1
10) Предлоги со словами.
Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога. Делай так: у дома, у (какого?) дома, у большого дома.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется отдельно.
11) Безударная проверяемая гласная в корне слова.
Выпиши слово. Выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово; придумай и запиши ещё одно слово на эту гласную.
Делай так: садовая (садик), забежали (бег). Вспомни правило о проверке безударной гласной в корне слова.
12) Звонкие и глухие согласные в корне слова.
Выпиши слово. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово; придумай и запиши ещё одно слово на это правило.
Делай так: дубки (дубок), резкий (резок). Вспомни правило о проверке звонких и глухих согласных в корне слова.
13) Непроизносимые согласные в корне.
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни в нём непроизносимую согласную. Напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё одно слово на это правило.
Делай так: честный (честь), грустный (грустит).
14) Ь после шипящих.
Выпиши слово верно. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: ночь, тишь, речь, (сущ., ж.р. жечь, стеречь, печь, (гл., н.ф.) пишешь, рисуешь, читаешь, (гл., 2 л.)
Запомни! В существительных женского рода, в глаголах неопределённой формы и 2 лица после шипящих пишется Ь знак.
15) Правописание слов с шипящей на конце.
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р.) с крыш, из-за туч, ряд задач (сущ., мн.ч., р.н.) жгуч, скрипуч, могуч (кр. прилаг.)
Запомни! В существительных мужского рода, родительного падежа множественного числа и в кратких именах прилагательных после шипящих Ь знак не пишется.
16) Гласные е и и в окончаниях имён существительных.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание е или и в окончании. Делай так: на полянке – полянка – сущ., 1скл., стоит в п.п.-е
Запомни! Для определения окончания существительного надо знать склонение и падеж.
17) Гласные в окончаниях имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного.
Делай так: к ближнему лесу, к лесу (какому?) ближнему – м.р., д.п. (ому, ему).
Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме этого окончание прилагательного можно определить по вопросу, который задаётся от существительного. В этом случае на до хорошо знать парные родовые окончания прилагательных.
18) Гласные е- и в окончании глагола.
Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй (докажи) окончание глагола. Делай так: рисует (1спр.) – рисовать (1 спр.) – е пилит (2 спр.) – пилить (2 спр.) – и слышит (2 искл.) – слышать (2 спр., искл.) – и Запомни! Гласную е – и в окончании глагола следует определять по неопределённой форме.
19) Разбор по членам предложения.
Выпиши предложения. Выдели главные и второстепенные члены. С гор побежали говорливые ручейки. Ручейки (какие?) говорливые, побежали (откуда?) с гор.
20) Разбор предложения по частям речи. пр. сущ. гл. прил. сущ. Делай так: С гор побежали говорливые ручейк